Отклонения в познавательной сфере определяются по следующим общим признакам:
■игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны; в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще; ■ не имеет достаточных предпосылок для обучения использованию знаково-символических средств (затрудняется в выборе предмета-заместителя в игре, плохо понимает функцию заместите¬ля, не может установить отношения между заместителями в наглядной модели); ■познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ; ■плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.; ■не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них; ■не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире; ■неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Отставание в личностном развитии констатируется при наличии следующих признаков:
• не появляется «временного смещения»: эмоционально окрашенных воспоминаний об отдаленном прошлом, ожидания будущих событий;
• знания о себе носят аморфный, недостаточно дифференцированный характер, интерес к себе проявляется слабо;
• не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей и событий;
• не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);
• не понимает или игнорирует эмоциональное состояние других детей и взрослых; • общение со взрослым преимущественно ситуативно-деловое, имеются лишь рудиментарные признаки внеситуативно-познавательного общения.