Рады приветствовать Вас, Гость |                  Пятница 26.04.2024,03:52
Основное меню

Содержание рубрики
статьи [5]
Памятки [2]

Родительство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методические материалы » статьи

Развивающее пространство, как возможность реализации прав личности. Фархутдинова М.А., педагог-психолог КГКОУ «Лесосибирский детский дом им.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ
                                                                                             
       Фархутдинова М.А., педагог-психолог  КГБОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э.Дзержинского» 

Развивающее пространство - это совокупность различных форм активности, правовых форм их выражений и тех деятельностей, которые  могут осваиваться в данных пространствах.

Развивающее пространство это то место, где у подростка есть возможность выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками  по законам партнерства, на практике постигать принципы устройства  современного российского общества, искать и находить свой собственный путь достижения своей цели.

Сегодня  существует множество подростковых сообществ, которые сложились исторически, сами по себе. Это различного рода рок-тусовки, фан-клубы, группировки криминального или псевдокриминального толка. Сообществ же развивающих, в которых созданы специальные условия для осуществления подростками общественно значимой деятельности, для освоения ими взрослого общества  практически не существует. Мало того они и не могут быть созданы без специальных развивающих пространств.

Под развивающим пространством  мы понимаем совокупность психолого- педагогических, социальных и других условий, при которых подросток получает возможность моделировать действующие социальные структуры, вступать с ними во взаимодействие.

Конкретно создание развивающего пространства предполагает следующее:

v     Необходимо создать разветвленную сеть подростковых сообществ, разных по своему устройству, по направлению деятельности, по характеру взаимодействия подростков друг с другом и со взрослыми, но одинаково развивающих и культуросообразных.

v     Дать подростку свободу выбора сообщества, клуба, возможность «путешествовать» из одного сообщества в другое, становиться членом  одной или нескольких организаций сразу. Это позволит ему самому осознанно выбрать свою или свои сферы деятельности,  познакомиться с нормами и принципами, которым необходимо следовать при выполнении того или иного вида деятельности и в  конечном итоге выбрать тот образ жизни, ту социальную страту, в которой он, будучи взрослым, собирается жить.

v     В рамках развивающего пространства необходимо дать подростку возможность  осуществлять  собственные общественно значимые проекты, в процессе подготовки и проведения которых он вынужден вступать в контакт с городскими, школьными структурами, изучая, таким образом, их устройство и способы взаимодействия с ними.

v     В своем сообществе подросток должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора  идей и творческого исполнителя, партнера и конкурента.

Анализируя специфику детского дома, мы сделали вывод о достаточных в них для начала работы административных, материальных и кадровых ресурсах. И мы решили организовать развивающее пространство, на базе детского дома, внутри которого возможно создание различных подростковых сообществ. Причем специфика этих сообществ должна быть привлекательной детям.  

 Освоение подростком чувства взрослости в культурных формах вот тот предмет, вокруг которого и построено развивающее пространство для подростка, включающее в себя сеть подростковых сообществ, клубов.  (Проектно исследовательская лаборатория, клуб волонтеров «Данко», Психологический театр «Парис», Клуб «Профи»)

Предметность, содержание осваиваемой деятельности отражаются в натуральной форме институализации активности. Такими формами являются:

Формы институализации

Виды деятельности

Предметные лаборатории

Учебное проектирование

Клуб (школа, лаборатория) исследователей

Исследования

Проба, практика, проект, модуль

Социальное проектирование

Дизайн-центр, экш-тренинг, школа выживания, экспедиции

Эксперимент

Клуб «Волонтеров», школа «Лидер», агитбригада

Самоутверждение

Самореализация

Общественно- молодежные движения, женские и мужские клубы

Личностное самоопределение

 Содержание данных структурных компонентов определяется, во- первых, задачами возрастного развития подростка, во-вторых, личностными смыслами, которые вкладывают в них каждый субъект деятельности (ребенок, взрослый).

Предназначение развивающего пространства состоит в создании, культивировании, поддержке, обеспечении пространств институализации как среды встречи реального подростка и культурных форм деятельности.

Категория: статьи | Добавил: Иволга (29.02.2012)
Просмотров: 468 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Семья для меня- ...


Результаты опроса

Все опросы нашего сайта Архив опросов
Всего голосовало: 23
Обсудить опрос на форуме





Copyright MyCorp © 2024