РАЗВИВАЮЩЕЕ
ПРОСТРАНСТВО, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ Фархутдинова М.А., педагог-психолог КГБОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э.Дзержинского»
Развивающее
пространство - это совокупность различных форм активности, правовых форм их
выражений и тех деятельностей, которые
могут осваиваться в данных пространствах. Развивающее
пространство это то место, где у подростка есть возможность выстраивать
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками по законам партнерства, на практике постигать
принципы устройства современного
российского общества, искать и находить свой собственный путь достижения своей
цели.
Сегодня существует множество подростковых сообществ,
которые сложились исторически, сами по себе. Это различного рода рок-тусовки,
фан-клубы, группировки криминального или псевдокриминального толка. Сообществ
же развивающих, в которых созданы специальные условия для осуществления
подростками общественно значимой деятельности, для освоения ими взрослого
общества практически не существует. Мало
того они и не могут быть созданы без специальных развивающих пространств.
Под развивающим
пространством мы понимаем совокупность
психолого- педагогических, социальных и других условий, при которых подросток
получает возможность моделировать действующие социальные структуры, вступать с
ними во взаимодействие.
Конкретно создание
развивающего пространства предполагает следующее:
v Необходимо
создать разветвленную сеть подростковых сообществ, разных по своему устройству,
по направлению деятельности, по характеру взаимодействия подростков друг с
другом и со взрослыми, но одинаково развивающих и культуросообразных.
v Дать
подростку свободу выбора сообщества, клуба, возможность «путешествовать» из
одного сообщества в другое, становиться членом
одной или нескольких организаций сразу. Это позволит ему самому
осознанно выбрать свою или свои сферы деятельности, познакомиться с нормами и принципами, которым
необходимо следовать при выполнении того или иного вида деятельности и в конечном итоге выбрать тот образ жизни, ту
социальную страту, в которой он, будучи взрослым, собирается жить.
v В
рамках развивающего пространства необходимо дать подростку возможность осуществлять
собственные общественно значимые проекты, в процессе подготовки и
проведения которых он вынужден вступать в контакт с городскими, школьными
структурами, изучая, таким образом, их устройство и способы взаимодействия с
ними.
v В
своем сообществе подросток должен иметь условия для проявления себя в разных
ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя, партнера и
конкурента.
Анализируя специфику
детского дома, мы сделали вывод о достаточных в них для начала работы
административных, материальных и кадровых ресурсах. И мы решили организовать
развивающее пространство, на базе детского дома, внутри которого возможно
создание различных подростковых сообществ. Причем специфика этих сообществ
должна быть привлекательной детям.
Освоение подростком чувства взрослости в
культурных формах вот тот предмет, вокруг которого и построено развивающее
пространство для подростка, включающее в себя сеть подростковых сообществ,
клубов. (Проектно исследовательская
лаборатория, клуб волонтеров «Данко», Психологический театр «Парис», Клуб
«Профи»)
Предметность,
содержание осваиваемой деятельности отражаются в натуральной форме
институализации активности. Такими формами являются:
Формы
институализации
|
Виды деятельности
|
Предметные лаборатории
|
Учебное проектирование
|
Клуб (школа, лаборатория) исследователей
|
Исследования
|
Проба, практика, проект, модуль
|
Социальное проектирование
|
Дизайн-центр, экш-тренинг, школа выживания,
экспедиции
|
Эксперимент
|
Клуб «Волонтеров», школа «Лидер», агитбригада
|
Самоутверждение
Самореализация
|
Общественно- молодежные движения, женские и мужские
клубы
|
Личностное самоопределение
|
Содержание данных
структурных компонентов определяется, во- первых, задачами возрастного развития
подростка, во-вторых, личностными смыслами, которые вкладывают в них каждый
субъект деятельности (ребенок, взрослый).
Предназначение
развивающего пространства состоит в создании, культивировании, поддержке,
обеспечении пространств институализации как среды встречи реального подростка и
культурных форм деятельности.
|