Практика исполнения Закона края «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» Л.А. Тарабрина директор КГКОУ "Лесоси
Практика исполнения Закона края «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае»
Л.А. Тарабрина Директор КГОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э.
Дзержинского»
Приоритетом в государственной и краевой политике в отношении детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, являются семейные формы
устройства: опека, попечительство, семейные дома, патронатное
воспитание, возвращение в кровную семью (восстановление родительских
прав или воссоединение с семьей).
Из всех видов, пожалуй, самый важный вид - это временное пребывание ребенка в семье, т.е. патронатное воспитание.
Устройство ребенка в патронатную семью дает возможность исследовать: -
комфортно ли ребенку в данной семье, - привлекателен ли ребенок этой
семье.
Если и то, и другое сработает, то ясно - ребенок остается в семье. А это
главная задача патронатного воспитания, и ОУ внесемейного воспитания в
целом.
Наш коллектив это задачу решает достаточно успешно. Воспитанники
проводят каникулярное время в семьях с 1990 года. При определении детей в
семьи решалась задача организации каникул и социализации ребенка
(погружение в семью), хотя и при решении этой задачи дети определялись в
семьи.
Несколько слов из опыта работы по патронатному воспитанию.
Патронатным воспитанием занимается команда, в которую входят:
- директор,
- заместитель директора по социально-педагогической работе,
- заместитель директора по воспитательной работе,
- психолог,
- социальный педагог,
- врач,
- воспитатель,
и привлекаются специалисты органов опеки и попечительства.
Особо выделяю разработку программ (п.2) и п.5 - составление рекомендаций
психолога и врача (хотя здесь принимают участие и воспитатели, и
социальный педагог).
Контроль. В летний период, например, график отпусков сотрудников
составлен так, что ежедневно работают директор, заместитель директора,
социальный педагог, психолог, воспитатели в школе (3 человека) и в
Пировском районе (2 человека), т.е. 10 человек.
В обязанности директора входит выстраивание совместной деятельности с
социальными структурами. Прежде, чем передать детей, например, на летние
каникулы, проводится следующая работа: отправляются письма в отдел
образования, начальнику отдела внутренних дел, заместитель главы района
(города) по социальным вопросам, заведующий отделом культуры, в которых,
во-первых, эти службы ставятся в известность, что в их районе будут
временно находится........детей-сирот, и высказывается просьба об
оказании помощи.
О результатах говорят такие факты: например, в Пировском районе
патронатными воспитателями являются депутат госсовета, участковый
милиционер, медсестра, заведующий клуба.
Для создания комфортных условий по устройству воспитанников в семьи
необходимо спланировать формы и приемы взаимодействия с разными
структурами и организациями.
Поддержка идеи организации отдыха в семьях согласована с руководством
органов местных самоуправлений г. Лесосибирска, Пировского и Енисейского
районов, отделов опеки и попечительства, руководителей и сотрудников
органов внутренних дел, культурных, образовательных учреждений,
учреждений здравоохранения, которые оказывают содействие:
- в пропаганде семейных форм устройства детей;
- в подборе кандидатов в патронатные воспитатели;
- оказание помощи в оформлении документов, в частности, в прохождении
медицинского осмотра, получения справок об отсутствии судимости, и т.д.;
- оказание помощи в организации досуга, трудоустройства, медицинского
обслуживания, контроля за условиями проживания детей в семьях.
• Продумана программа занятости детей, которые проживают в
патронатных семьях, совместно с учреждениями образования и культуры -
каждый второй воспитанник, смог еще трудоустроиться и поучаствовать в
краевых, муниципальных проектах, образовательных модулях, спортивных
соревнованиях, конкурсах
• По распространению опыта по организации отдыха воспитанников
школы-интерната и изучения механизма реализации краевого Закона о
патронатном воспитании проведены окружные семинары. В работе, которых
приняли участие начальники отделов опеки и попечительства г.
Лесосибирска, Пировского района, административные команды окружных
детских домов и представители профессиональных училищ, социального
приюта, кадетского корпуса г. Лесосибирска.
Социальный портрет патронатных воспитателей
На сегодняшний день в Банк данных школы-интерната имеется 100
потенциальных патронатных семей, это дает право выбора ребенком семьи, в
которой он хотел бы побывать.
• Из 89 патронатных семей - 79 являются постоянными: из них с 2
семьями сотрудничаем уже более 11 лет, 28 семей - 5-10 лет, 26
семьями - 3-5 лет, 33 семьями - 1-2 года. А также 5 семей педагогов
школы-интерната принимают к себе детей на летний период.
• Социальный портрет патронатных воспитателей представлен
тремя группами: служащие, рабочие, пенсионеры, причем в
процентном отношении почти в равных долях. Отрадно то,
что сельская интеллигенция охотнее сотрудничает с ними - это учителя,
работники культуры, администрации местного самоуправления, депутаты.
• У людей пенсионного возраста есть больше возможности и жизненного опыта, времени для воспитания.
• Такой подбор семей дает возможность детям научиться строить не
только семейные отношения, но пообщаться с людьми разных профессий и
социальных групп, профессионально самоопределиться самому
ребенку, сделать осознанный жизненный и профессиональный выбор,
выстроить личный профессиональный план.
Создание безопасных условий
•Закон Красноярского края «Об организации по патронатному воспитанию в Красноярском крае» № 14-3365 от 28.04.05 г.
•Приказы и письма ГУО
•Пакет документов «Организация летнего отдыха воспитанников и контроля за
пребыванием детей в семьях патронатных воспитателей»:
- Программа организации летнего труда и отдыха воспитанников
- Программы образовательных модулей
- Локальные акты (Приказы):
-«Об обеспечении в летний период условий для отдыха, оздоровления воспитанников»
-«О мерах безопасности жизни воспитанников в летний период»
-«О контроле над пребыванием воспитанников школы-интерната в семьях родственников и патронатных семьях в летний период»
-«Об утверждении стоимости пребывания воспитанника в патронатной семье»
-«Об участии воспитанников в летних образовательных программах»
Функции детского дома сегодня меняются:
Для каждого ребенка найти семью, подготовить ее к приему ребенка,
одновременно готовить ребенка к проживанию в чужой (пока) семье,
передать ребенка в семью и сопровождать и семью, и ребенка в ней.
Поэтому и статус, и предназначение детского дома меняется.
Сегодня мы работаем над проектом нашего будущего (Модель Центра).
Сегодня на патронатную семью работают все, но у всех эта работа
дополнительная, внутри Координационного Совета команда, о которой я
говорила. В 2006 году организуем отдел (службу) сопровождения семьи в
отдельную структурную единицу.
Ресурсы:
Сборник нормативных правовых актов и инструктивно-методических
материалов для краевых государственных образовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под научн.
ред. канд. пед. наук С.А. Зенкиной, гл. специалиста юридического отдела
агентства образования администрации Красноярского края Л.В. Хританковой.
– ИПК РО, 2006.-112с.