Из опыта работы по устройству воспитанников в патронатные семьи Хорина И.А.,заместитель директора КГОУ «Лесосибирский детский дом
Из опыта работы по устройству воспитанников в патронатные семьи Хорина Ирина Александровна,заместитель директора Лесосибирского детского дома им. Ф.Э. Дзержинского
Служба сопровождения семейных форм устройства детей Лесосибирского детского дома существует 3 года. А заниматься вплотную помещением воспитанников, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан стали более 10 лет назад. Первый опыт устройства воспитанников в некровную семью появился в 1994 году - 8 воспитанников отдыхали в семье нашего педагога в сельской местности в Пировском районе. На следующий год уже 4 семьи пригласили на отдых детей. Итак, в течение 1994-1999 годов создавалось ядро семей, сотрудничающих со школой-интернатом и органами опеки и попечительства по данному вопросу. Появился ПРОБНЫЙ ОПЫТ Семейных Форм Устройства Детей, где наши воспитанники приобретали опыт жизни и воспитания в семье. Начала формироваться нормативно-правовая база семейных форм устройства воспитанников учреждения. Сотрудничество и личный пример данных семей дал возможность и населению взглянуть на проблему сиротства с другой стороны, что дети детского дома - это не зло, с ними можно хотя бы мирно сосуществовать. И через некоторое время после разъяснительной работы с населением общественное мнение изменилось, многие из противников стали нашими союзниками. И следующее 5-летие (2000- 2005г.г.) - время СТАНОВЛЕНИЯ СФУ воспитанников: - был создан Банк данных потенциальных семей, в котором указаны анкетные данные каждого воспитателя, семейное положение, время сотрудничества с учреждением, перспективы дальнейшей работы; - расширилась географии проживания в семьях г. Лесосибирска, Енисейского и Пировского района, выезд за пределы края - г. Томск, г. Адлер; - оформление воспитанников под опеку после проживания в семье в каникулярный период. Из 72 оформленных воспитанников в течение 8 лет была отменена опека в отношении трех детей, этот факт говорит о качестве совместной работы с органами опеки и попечительства г. Лесосибирска, Пировского, Енисейского района. За последние 5 лет стабильные показатели по передаче детей под опеку и попечительство - 10-14 человек ежегодно. А также на протяжении 5 лет -100% устройство детей в семьи из числа оставшихся без попечения родителей в летний период. В 2005 году принят Закон Красноярского края «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае». Этот Закон регулирует отношения по устройству детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание между органами опеки и попечительства, учреждением, передающим детей на патронатное воспитание и гражданами. На сегодняшний день в Банке данных школы-интерната имеется 150 потенциальных патронатных семей, это дает право выбора ребенком семьи, в которой он хотел бы побывать. Работа службы сопровождения основывается на ПРОГРАММЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ И РЕБЕНКА, которая является управленческим механизмом, направленным на решение проблемы качества развития семейных форм устройства и социализации воспитанников. У каждого специалиста службы сопровождения разграничен функционал на всех этапах работы с семьей и ребенком, что позволяет обеспечить процесс успешного вхождения и адаптации к новым условиям ребенка, усвоить представление о разнообразных социальных ролях в семье, осознать свою половую принадлежность, выработать представление о семейных обычаях, национальных традициях, этикете. • Нормированием деятельности службы сопровождения стали краевые законодательные и нормативные акты, также разработанные в школе – интернате (положения, программы подготовки детей и взрослых, инструкции, информационно-методические рекомендации, памятка для специалистов отдела, патронатных воспитателей, воспитанников, пакет документов по передаче ребенка). • Важно, чтобы к решению вопросов по развитию СФУД были подключены и сотрудники учреждения. Проблемы, возникшие в ходе проведения данной работы, обсуждались на педагогических советах, семинарах, совещаниях. Очень ценно то, что воспитатели участвуют в процессах подбора семей, составления индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, контроле за проживанием детей в семье. Для создания комфортных условий по устройству воспитанников в семьи планируются формы и приемы взаимодействия с разными социальными структурами и организациями населенных пунктов, где будут проживать дети. За это время сложилась определенная система взаимодействия КГОУ «Лесосибирский детский дом» и органов опеки и попечительства г. Лесосибирска, Пировского района. В начале каждого учебного года составляется план совместной деятельности по устройству детей в семьи, где прописываются обязанности каждой из сторон. Регулярно проводятся совместные встречи органов опеки и попечи¬тельства г.Лесосибирска, Пировского и Енисейского районов, на которых решаются вопросы по подбору кандидатов в патронатные воспитатели. Используются такие формы работы как: • выездные семинары по ознакомлению с нормативными документами, условиями устройства воспитанников в семьи; • сходы граждан; • индивидуальные встречи. В первом полугодии 2005-2006 учебного года уже проведено два выездных семинара, где встречались с сельской администрацией, с представителями правоохранительных органов, педагогическими и ме¬дицинскими работниками, постоянными патронатными воспитателями. Вся работа по перемещению ребёнка в семью происходит следующим образом: - Это могут быть телефонные звонки от желающих принять наших детей на каникулы, сами кандидаты приходят в школу, услышав от знакомых, из передач по радио, публикаций в газетах, из листовок, которые мы помещаем в общественных местах (остановки, на досках объявлений и т.п.). Для того чтобы наиболее эффективно проходили такие встречи, телефонные переговоры, мы разработали рекомендации по их проведению; -Проходит заполнение анкет кандидатов в патронатные воспитатели; -После этого идет учеба кандидатов в патронатные воспитатели по работе с воспитанниками, оставшимися без попечения родителей; -Совместно с органами опеки и попечительства проводится обследование жилищно-бытовых условий кандидатов в патронатные воспитатели; -Перед помещением ребенка в семью, необходимо обсудить его кандидатуру со всеми специалистами, поэтому, вначале проходит консилиум по каждому ребенку. При обсуждении учитывается его психическое, физическое состояние здоровье, его социально-правовой статус, а так же наличие родственников, их место жительства, индивидуальные особенности, имеющиеся у ребенка проблемы. И после этого специалисты дают свои рекомендации относительно этого ребенка; -После отбора кандидатур обязательно выясняем желание самого ребенка, где и как бы он хотел провести свои каникулы. Это можно делать как в индивидуальной беседе, так и через анкетирование; -После того как будет подобрана семья, проводим с ребенком подготовительную беседу, в которой рассказываем о семье, если есть фотографии, то показываем их, если с этой семьей сотрудничаем уже давно, то рассказываем, кто из детей уже был у них, рекомендуем расспросить у них. Говорим ребенку о том, что если ему не понравится в этой семье, куда он может обратиться за помощью; -Затем организуются встречи кандидатов в патронатные воспитатели с воспитанниками; -Сама процедура первого знакомства с семьей проходит в стенах интерната. Совместная беседа с социальным педагогом, ребенком и членами семьи; -После этого сам воспитанник принимает решение идти в эту семью или нет; -Далее разрабатывается пакет документов и рекомендаций по оформлению ребенка в семью, а так же оформление договоров с патронатными воспитателями; - После помещения ребенка в семью, служба сопровождения контролирует процесс адаптации и проживания в семьях патронатных воспитателей, проводит их консультирование по возника¬ющим во время работы вопросам. Оказывает помощь детям, если в этом возникает необходимость; - В последние дни проживания ребенка в семье подводятся и анализируются итоги пребывания воспитанников в патронатных семьях по разрабо¬танным критериям. Проанализировав количество патронатных воспитателей и время сотрудничества с ними можно сделать вывод, что с каждым годом появляются новые семьи желающие взять ребенка на патронат, а так же продолжается сотрудничество с теми, кто не первый год берет детей в семью. За время зимних каникул 2005-2006 учебный год в семьях патронатных воспитателей отдохнуло 90 человек, из них - 17 воспитанников пошли в новые семьи, появилась тенденция к увеличению городских семей - 48 воспитанников провели свои каникулы в городе. До помещения ребенка в семью, определяется тот минимум знаний и навыков, которые он должен приобрести в соответствии с программой подготовки будущего семьянина и индивидуальным образовательным маршрутом разрешения его затруднений. Ребенок заполняет дневник «Чему я научился в семье», а по возращению в школу-интернат он может продемонстрировать свои навыки на зачете по программе или образовательному маршруту, участвуя в Ярмарке достижений, в конкурсе на лучшее воспоминание о каникулах. Проживание в семье ребенка находится под контролем и наблюдением отдела сопровождения.
Оказание консультационной помощи происходит в ШКОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ: - предварительное консультирование лиц, изъявивших взять ребенка в свою семью (семинары, лекции), где раскрываются особенности ребенка, оставшегося без попечения родителей, возможные трудности в его развитии и во взаимоотношениях, информация об адекватном содержании и приемах педагогического воздействия; -консультирование семей, в которых уже находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Оказание оперативной психолого-медико-педагогической помощи, составление индивидуальных планов разрешения и нормализации кризисной ситуации. В Пировском районе вместе с детьми находятся и педагоги школы, которые и осуществляют функцию контроля и оказание оперативной помощи по различным вопросам. Данные на каждого патронатного воспитателя собираются, и отслеживается результативность по разработанным критериям эффективности изменения в развитии ребенка и успешности патронатной семьи, которые представлены в программе сопровождения семьи и ребенка. Приобретенный опыт социализации в патронатной семье благотворно влияет на морально-психологический климат и детском коллективе после возвращения детей в школу-интернат, способствует повышению успеваемости и активности детей в разнообразных видах деятельности. Важнейшее условие при выполнении программы сопровождения - преемственность, продлённость общения ребенка с семьей после возвращения в детский дом, т.е. наставничество в течение учебного года. В сущности, главный залог на будущее - долговременное пребывание в семье - опека. Имеющийся опыт по организации СФУД дал возможность ребенку усвоить представление о разнообразных социальных ролях в семье, осознать свою половую принадлежность, выработать представление о семейных обычаях, национальных традициях, этикете.
Ресурсы: Сборник нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов для краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под научн. ред. канд. пед. наук С.А. Зенкиной, гл. специалиста юридического отдела агентства образования администрации Красноярского края Л.В. Хританковой. – ИПК РО, 2006.-112с.