Наилучшей считается семья, максимально
удовлетворяющая потребности ребенка.
Все дети в
процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей
есть определенные физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не
может продолжаться, а также определенные психологические потребности,
удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности, ее
эмоциональное благополучие.
Основные
физиологические потребности: еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух,
солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм.
Основные
психологические потребности:
- привязанность и любовь;
- непрерывность индивидуального ухода;
- ощущение психологической безопасности;
- новая информация;
- чувство самоуважения;
- возможность учиться на собственном опыте;
- реализация своих способностей;
- достижение независимости и самостоятельности.
Потребность в самореализации (в
развитии своих возможностей, способностей)
Потребность в уважении со стороны других людей и
самоуважении
Социальные потребности (потребность в
любви, дружбе, общении с людьми)
Потребность в безопасности (защита от
преступников, от нищеты, помощь при
болезнях)
Потребность в обеспечении эмоционального
тепла (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый
физический контакт, комфорт, расположение, требуемые для того, чтобы ребенок
почувствовал эмоциональное тепло; уважение привязанностей ребенка к другим
людям, предоставление контактов с ними).
Потребность в обеспечение познавательного
интереса и интеллектуального развития ребенка (что делается для развития
способностей ребенка, обеспечения его доступа к играм, кружкам, спорту,
дополнительному обучению (указать какие внешкольные учреждения посещает
ребенок), обеспечение успешности ребенка, преодоления им трудностей)
Обеспечение потребностей ребенка в
замещающей семье.
В жизни
ребенка первостепенное значение имеет удовлетворение потребности в любви и
привязанности. Привязанность — это способность и потребность людей создавать и
сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.
Привязанность
имеет следующие характеристики:
1.
Конкретность — четкое предпочтение одного или нескольких людей.
2.
Продолжительность — чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские
привязанности человек помнит всю жизнь.
3.
Эмоциональная насыщенность — значимость и сила переживаний, включение всего
спектра чувств (радость, гнев, печаль и т. д.).
Глубокие
эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных
сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для
активного познания окружающего мира и полноценного общения.
У
детей, воспитывающихся вне семьи, часто наблюдается апатичность,
безынициативность, эмоциональное отчуждение, отсутствие сопереживания в
сочетании с импульсивностью, нарушением образа «Я». Это обусловлено тем, что,
во-первых, не удовлетворяются насущные потребности ребенка (в любви,
привязанности, безопасности и т. д.), а во-вторых, у большинства детей за плечами
многочисленные психические и физические травмы. Многие из воспитанников до
детского дома подвергались жестокому обращению.
СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ
ФУНКЦИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
Какие же
навыки более эффективно может дать замещающая семья ребенку-сироте в отличие от
государственного учреждения?
1. Коммуникативные
·
умение налаживать контакты, дружить, добиваться
своей цели, не обижая окружающих.
·
выслушивать, благодарить, ценить оказанные
услуги и дружеское участие.
·
отличать хорошего человека от плохого. Просто
вести себя так, чтобы не отталкивать от себя окружающих.
2. Культурный элементарный уровень, который
будет, приемлем в обществе:
·
умение одеваться аккуратно, по сезону и по
средствам, со вкусом;
·
речь, которая бы не резала слух окружающих людей,
умение вести себя в общественных местах, на работе, в местах отдыха, дома, в
семье.
·
умение общаться с людьми разного возраста и
социального положения, соответственно ситуации (с начальством, друзьями,
продавцами, сверстниками, людьми, которые нравятся и не нравятся и др.).
3. Определенные психологические навыки:
·
умение сдерживать свои эмоции и анализировать
свои чувства,
·
умение разбираться в намерениях других людей,
разрешать конфликты, настаивать на своей точке зрения, правильно ссориться,
мириться, уступать, сопереживать, сочувствовать и т.д.
4. Примитивный потребительский уровень:
·
как и где отправить посылку, письмо, заплатить
за квартиру, отстоять свои права в различных учреждениях;
·
сделать покупку, выбрать товар, рассчитать
бюджет, договориться с продавцом поменять товар, взять чек, проверить сдачу,
добиться замены брака и т.д.
5. Элементарный медицинский уровень:
·
домашняя аптечка, из чего состоит, какие
препараты содержит, «опасные» и «безопасные» лекарства и их доза (аспирин,
анальгин, угольные таблетки и т.д.);
·
как записаться на прием к врачу, что такое
страховой полис;
·
навыки: как поставить банки, горчичники,
ингаляции, компресс и т.д.;
·
первая помощь при травмах, приступах боли;
·
что такое диета.
6. Сексуальная культура:
·
способы и места знакомств безопасные для
подростка;
·
как принимать знаки внимания противоположного
пола;
·
внешний вид, личная гигиена, косметика;
·
правила безопасности при знакомствах с
незнакомыми людьми;
·
противозачаточные средства, последствия половых
контактов и др.
7.Навыки совместного проживания в семье:
·
взаимоотношения между членами семьи, старшими и
младшими, братьями и сестрами, детьми и родителями, мужем и женой;
·
понятие родственников, родословной, места в
жизни, социальной среде;
·
уровень общения, решение внутрисемейных проблем,
конфликтов, совместное проживание разных по характеру, темпераменту людей,
понятие взаимовыручки, защиты, надежности, доверия, ответственности.
8. Навыки самообслуживания:
·
мытье посуды, полов, стирка, уборка комнаты,
уход за цветами, животными, посадка огорода, приготовление пищи, прием гостей и
многое другое;
·
ответственность за себя, свои поступки, слова,
свои вещи, здоровье, комфорт, свои отношения с другими людьми;
·
навыки ухода, воспитания, заботы о младших и
пожилых членах семьи. см. продолжение в архиве
|